Linux для пенсионеров. Наброски к ч. 2. Режимы и интерфейсы

Linux для пенсионеров. Наброски к ч. 2. Режимы и интерфейсы

Следующий набросок к части 2-й посвящается режимам и интерфейсам, а также тем, чем первые отличаются от вторых, и наоборот.

Режимы

В 1-й части этого сочинения вскользь говорилось о том, что в Linux’е существует два режима работы, условно называемые текстовым и графическим.

Текстовый режим, именуемый также консольным — режим вывода на экран монитора фиксированного набора алфавитно-цифровых или специальных символов, в том числе элементов изображения (т.н. символов псевдографики). Текстовый режим противопоставляется графическому режиму, о которому будет сказано чуть позже. Хотя настоящего текстового режима в Linux’е почти не встретишь — он эмулируется в графическом режиме через так называемый фреймбуфер. Поэтому именование его консольным будет, наверное, более точным.

Строго говоря, консоль — термин, дошедший до нас как реликт эпохи, «когда машины были большими». В то героическое время консолью назывался терминал администратора системы. Ныне за этими термином обычно стоят понятие виртуального терминала (виртуальной консоли) — способа разделения ресурсов машины, обеспечиваемого средствами ОС. Благодаря им пользователь располагает несколькими (в большинстве дистрибутивов Linux — шестью) как бы самостоятельными устройствами ввода и вывода, хотя физически первое (клавиатура и мышь) всегда, а второе (монитор) — как правило, одно. На каждом виртуальном терминале может быть запущено по отдельному сеансу, как текстовому, так и графическому (то есть Иксовому). Тем более важно не смешивать понятия эти с эмуляторами терминала (Иксовыми терминалами). Хотя в обиходе под словом «терминал» (без определений) обычно понимаются именно последние.

Важно: консольный режим не следует путать с интерфейсом командной строки (CLI, см. далее). Последний нынче на практике применяется обычно как раз в эмуляторах терминала графического режима.

Графический режим — описание вывода на монитор изображений (в том числе и шрифтов) как набора экранных точек (пикселей). Характеристики графического режима — разрешение (число пикселей по горизонтали и вертикали) и глубина цвета (количество бит, описывающих цвет, на пиксель). Противопоставляется текстовому режиму. Графический режим не следует путать с графическим интерфейсом (GUI).

Эмулятор терминала, Иксовый терминал — программа, воспроизводящая в графической среде (см. Иксы) свойства текстового терминала. Служат, как правило, для запуска шелла и выполнения команд с интерфейсом командной строки. Программ эмуляции терминала существует превеликое множество (Xterm, RXVT, Gnome Terminal), одна из наиболее известных носит имя собственное Konsole, добавляя поводов для смешивания «тёплого с мягким» — то есть режимов и интерфейсов.

Интерфейсы

CLI (Command Line Interface) — интерфейс командной строки, основанный на задании прямых командных директив; тесно связан с понятием шелла. Противопоставляется GUI. Понятие CLI не следует смешивать с ни с консолью, ни с текстовым режимом.

Команда — имя исполняемого файла программы, вводимое в командной строке для исполнения (смайлики по вкусу). Большинство команд требуют аргументов — имён объектов, над которыми выполняется команда, и опций, определяющих её выполнение. На эту совокупность также обычно распространяется понятие «команда». Результат выполнения команды может быть перенаправлен в файл (в широком смысле слова) или передан по конвейеру для обработки другой командой. И такая последовательность тоже часто называется командой или командной конструкцией.

Шелл (shell, командная оболочка, командный интерпретатор) — программа, обеспечивающая ввод, исполнение и получение результата от других программ (команд).

GUI (Graphic User Interface) — графический интерфейс пользователя, обеспечивающий выполнение задач путём манипулирования объектами, а не прямыми командными директивами, как CLI, которому он противопоставляется. Важно помнить, что графический режим и GUI — понятия далеко не тождественные, хотя практически и тесно связанные.

Иксы — жаргонное, но точное название оконной системы X (X Window System), на протяжении более 30 лет обеспечивающей работу графического режима в операционках UNIX-семейства. В свободных их представителях (то есть в Linux’е сотоварищи) применяется одна из реализаций Иксов — Xorg.

В настоящее время на смену старой Иксовой лошади пытается идти железный конь Wayland, которым хотят осчастливить всех нас. К счастью, пока с переменным успехом.

X-сервер — основная часть Иксов, отвечающая за взаимодействие с «железом» компьютера — клавиатурой, мышью и видеосистемой. Для практического использования требует надстройки в виде оконного менеджера или интегрированной рабочей среды.

Оконный менеджер (WM — Window Manager) — программа, обеспечивающая в Иксах работу с окнами: их открытие, закрытие, перемещение, масштабирование, а также запуск приложений.

Рабочая (интегрированная) среда — кроме оконного менеджера (обязательно!) включает в себя средства сквозного самоконфигурирования и более (KDE, GNOME) или менее (Cinnamon) набор штатных приложений с унифицированным интерфейсом

«Морда» (англ. front-end) — обычно программа-надстройка над утилитой командной строки, маскирующая от пользователя прямую команду или серию связанных команд — (back-end. Что выглядит как их заменитель. В «морде» опции и параметры команд реализованы как элементы графического (например, Synaptic), реже текстового (например, Midnight Commander) интерфейса.

Итог

Очень важно раз и навсегда осознать, что в текстовом режиме могут функционировать программы с «псевдографическим» (пример — тот же MC) или даже графическим, хотя и не Иксовым, интерфейсом (например, вьюверы изображений). И наоборот, основная сфера применения CLI нынче — это эмулятор терминала в графическом режиме. Непонимание, а то и сознательное игнорирование этого момента — источник многочисленных недоразумений.

image_pdfPDF

Добавить комментарий